Кто такой нейропсихолог - Нейропсихолог детский онлайн | Клинический психолог Мусская Татьяна
16389
post-template-default,single,single-post,postid-16389,single-format-standard,bridge-core-2.7.3,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-child-theme-ver-1.0.0,qode-theme-ver-11.1,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-6.6.0,vc_responsive
 

Кто такой нейропсихолог

Кто такой нейропсихолог

Кто такой нейропсихолог или реабилитационный психолог (в разных странах разные названия)

Это специалист, клинический психолог (чаще всего, но так себя могут называть и логопеды, дефектологи, знакомые со сферой), который работает с взрослыми и детьми, которые пережили травму головного мозга (ЧМТ, инсульт, удаление опухоли головного мозга)
или с детьми, которые имеют нарушения нервно-психического развития (РАС, РДВГ, РРР, нарушение обучаемости, нарушение координации движений).

Нейропсихология по своей сути близка к неврологии, а нейропсихолог хорошо понимает, каким образом психические процессы и поведение связаны с функционированием мозга, как они устроены на мозговом уровне. Оценивая познавательные процессы, нейропсихолог может предположить с большой уверенностью, какие зоны мозга работают недостаточно эффективно.

Что должен знать и уметь нейропсихолог для того, чтобы проводить диагностику?
— как устроен мозг (познавательная деятельность) на разных этапах развития
— основные механизмы функционирования мозговых процессов
— патологические процессы в нервной системе у детей и взрослых
— как устроена психологическая структура познавательной деятельности на разных этапах развития и усвоения навыков
— какие существуют факторы, приходящие к разнообразными нарушениям в развитии и функционировании психики, эффекты их воздействия
— временную динамику развития нарушения, связанного с влиянием определённого фактора.

В зарубежных источниках разделяют понятия нормализация и коррекция.

Коррекция — это больше про инклюзию.

Что такое нормализация — это работа специалиста по приведению состояния ребёнка с отклоняющимся развитием к состоянию как можно ближе к нормотипичному развитию.

Нейропсихолог не ставит диагноз, он может расширить представление о том, что именно происходит с ребёнком, а также какие особенности его развития и поведения соответствуют критериям того или иного расстройства. Диагноз может поставить только врач — невролог, психиатр. Стоит отметить, что нужно тщательно подходить к выбору врача, т.к. не все неврологи и психиатры специализируются на том или ином расстройстве. Есть списки врачей, знакомых с этой областью.

На этапе первого обращения к нейропсихологу, родители не всегда понимают, кто же такой специалист, с каким запросом можно обратиться, а также какую информацию нужно предоставить.

Для облегчения формулирования запроса после первого обращения родителя я направляю опросники, которые нужно будет внимательно заполнить до нейропсихологичнской диагностики. Во время первого общения нейропсихолог может выдвинуть первичную гипотезу, со слов родителя (чаще мамы), а потом гипотеза будет корректироваться. Без всей необходимой информации от родителя нейропсихолог может предварительно сделать неправильные предположения, поэтому роль родителя и информации о прошлом ребенка здесь велика.

Что вы думаете, когда слышите слово «нейропсихолог»? По опыту скажу, что кто-то думает, что это врач, кто-то что это детский психолог. Ни то, ни другое не верно.

Что исследует нейропсихолог?
— связь работы мозга с психическими явлениями
— поведение
— познавательную деятельность

Нейропсихолог не исследует мозг и не ставит диагноз. Нейропсихолог в заключении пишет сильные и слабые стороны функционирования мозга.

Мозг ребенка находится в постоянном развитии, этим он отличается от мозга взрослого, у которого все функции уже «привязаны» к своему месту (упрощенно).
Нейропсихолог не может точно сказать о развивающемся детском мозге, что он нарушен в конкретной зоне, строить предположения будет некорректно.

Почему родители могут обращаться к нейропсихологу? У ребенка нет никакого диагноза, но могут быть проблемы
— с развитием
— с поведением
— с повседневным функционированием (не усваивает бытовые навыки, не умеет аккуратно есть, есть проблемы со сном, проблемы с использованием туалета)
— проблемы с обучением
В этом случае целью нейропсихологической диагностики будет получение ясной картины происходящего с ребёнком и рекомендаций для улучшения ситуации.

Кто такой нейропсихолог

А если диагноз есть? Например, РАС, СДВГ (РДВГ), расстройства речи, обучения, мышления, психические нарушения). В этом случае нейропсихолог будет искать методы коррекции состояния ребёнка или его реабилитации в связи с отсутствием понятных альтернатив или низкой эффективностью уже испробованных методов.
Нейропсихолог очень индивидуально оценивает ситуацию каждого ребёнка.
Мозг и нервная система развиваются всю жизнь, а в возрасте до 25 лет — очень интенсивно развиваются и перестраиваются.

Мозг ребенка как умелый фокусник устраивает шоу, перестраиваясь и компенсируясь, обрезая связи и строя новые. Поэтому строить относительно конкретные предположения можно (да и то редко) только зная точно об органической патологии, и опираясь на результаты ЭЭГ и другие инструментальные исследования, что в конкретной зоне мозга есть поражение. Но при этом на МРТ можно увидеть, например, кисту, которая никак не будет влиять на состояние ребенка, не изменяется в размерах, никак не мешает человеку, и в результате мозг научается просто обходить эту проблему стороной, функциональные системы перестраиваются в обход кисты, а в поведении ребенка не будет изменений. Тесты, которые проводит нейропсихолог, дают информацию о том, как происходящее может влиять на функционирование, на обучение ребёнка.

Итак, во время проведения нейропсихологических тестов, проб специалист, предварительно оценив каждый конкретный случай, осуществляет проверку своих гипотез и даёт рекомендации о том, какую дальнейшую работу предстоит провести родителю с ребёнком.

Помимо непосредственно проведения обследования нейропсихолог наблюдает за степенью автономности ребенка, на то, на сколько он готов взаимодействовать в присутствии родителей, учитывает характер обращений ребёнка к родителю во время диагностики, как ребёнок реагирует на просьбы и обращения родителей.

Когда нейропсихолог срочно направляет ребёнка на консультацию к врачу?
! Если симптомы появились внезапно без видимых причин
! Если симптомы ребенка со временем усугубляются, и это не связано с неправильным поведением родителей
! Симптомы появляются и исчезают приступообразно
! Симптомы, которые свидетельствуют о суицидальном и самоповреждающем поведении, а также возможности нанесения вреда окружающим.

В этом случае любой работе с психологом должна предшествовать консультация врача! Отлично, если нейропсихолог работает в междисциплинарной команде, в которой есть невролог, психиатр, эндокринолог, логопед, дефектолог, эрготерапевт, врач АФК, — в этом случае точно ничто не пройдёт мимо их внимания.

А я же провожу нейропсихологическую диагностику и коррекцию онлайн, которая поможет вам более ясно понять состояние ребёнка, например, определить его готовность к школе